Андрей Зубарев

Психолог-консультант, психоаналитик, член IPA. Нови-Сад. Сербия

Тел.: +7 (981) 737-72-73

Цикл семинаров «Инструменты психоанализа. Теория психоаналитической техники»

  • Город: Санкт-Петербург. Россия
  • Дата проведения:   10.10.20;
  • Ведущие: Андрей Зубарев
  • Контакты: Зубарев Андрей Сергеевич andreyzubarev79@gmail.com +7-981-737-72-73

Цикл семинаров Инструменты психоанализа. Теория психоаналитической техникиПсихоанализ для неспециалистов (в том числе психотерапевтов и психологов) зачастую представляется набором сложных и малопонятных ритуалов, а сама суть аналитической работы ускользает от понимания. Именно это непонимание (недопонимание, неверное или искаженное понимание) затрудняет усвоение наиболее ценных и полезных идей психоанализа (таких как понимание психодинамики, микропроцесс, терапевтические отношения), способных обогатить практику специалиста любого направления.
Эту досадную ситуацию и призван исправить цикл наших семинаров «Инструменты психоанализа», в рамках которого мы планируем обсудить некоторые ключевые идеи психоаналитической техники (свободные ассоциации, психоаналитической слушание, интерпретация, анализ сопротивления и т.д.) в тесной связи с целями аналитической работы и теоретическим обоснованием практики.
В рамках каждого семинара мы будет держать в голове вопрос: что, почему и для чего мы делаем?
Каждая встреча включает обсуждение статьи (материал высылаются участникам заранее) и групповую супервизию, что поможет нам проследить, как важные вопросы из теоретической части могут быть перенесены и интегрированы в непосредственную работу в кабинете.
Неформальное общение (получасовой перерыв на чай и кофе), как показывает наш опыт, так же являются важной частью профессионального развития.

Семинары будут проходить один раз в месяц каждую вторую субботу месяца с 14.00 до 17.30.

Ведущий: Зубарев Андрей Сергеевич – психолог, психоаналитический психотерапевт, кандидат Международной Психоаналитической Ассоциации, участник АПП «ПроБоно».
http://www.kushetka.com/spetsialisty/andrey-zubarev.html

Стоимость каждого семинара – 3000 рублей

Количество участников ограничено (не более 12 человек). Чтобы забронировать место в группе необходимо внести организационный взнос (3000 рублей). После регистрации Вам будут высланы материалы (статьи) для подготовки к семинару.

Контакты:
Зубарев Андрей Сергеевич
andreyzubarev79@gmail.com
+7-981-737-72-73
https://www.facebook.com/profile.php?id=100003395091459
https://vk.com/andreyzubarev79 
Группа ВК https://vk.com/psyseminars

10.10.20 (сб)
Дэвид Такетт «По ту и эту сторону окна: о некоторых основополагающих элементах в теории психоаналитической техники.
Способность Дэвида Такетта ясно мыслить и четко излагать мысли действительно вызывает восхищение. Размышляя о психоаналитической технике автор, отталкивается от вопроса, что такое свободные ассоциации (и пациент и психоаналитик оба имеют свою личную теорию свободных ассоциаций) и где рождаются те слова, которые высказывает пациент – в кабинете или за его пределами («по ту или эту сторону окна»), переходит к тому, как мы слушаем пациента.
Говоря о психоаналитической технике, автор уделяет особое внимание переносу/контрпереносу, взаимному разыгрыванию и настаивает на важной роли нейтральности, не имеющей, разумеется, ничего общего с карикатурной холодностью и отстраненностью, напротив, ссылаясь на Ч.Райкрофта, Такетт призывает нас «говорить с пациентом о пациенте», что не так уж порой легко. Все это на примере живой аналитической работы.

20.04.19 (семинар состоялся)
В рамках встречи мы обсудим ключевую статью Пентти Иконена «Инструменты психоанализа».

В данной статье автор утверждает, что задача психоанализа – помочь анализанду сделать для себя сознательным содержание его или ее психики. П.Иконен определяет четыре инструмента, которые являются главными в попытках решения этой задачи: (1) самонаблюдение анализанда; (2) помощь аналитика в определении препятствий к самонаблюдению (т.е. анализ сопротивлений); (3) перевод бессознательного содержания психики анализанда в область самонаблюдения с помощью интерпретаций аналитика; (4) превращение тенденции анализанда к пристрастному восприятию слушателя (собеседника) в объект самонаблюдения. (т.е. анализ переноса). Из этих инструментов первый считается основным; все методологические инструменты, используемые в психоанализе, направлены на расширение кругозора самонаблюдения анализанда. Определены некоторые трудности в осуществлении этих целей, подчеркнута важность автономности анализанда в этой работе, и сделан вывод о том, что анализанда в анализе никогда не изменить, однако анализанд может изменить себя вследствие развития обретенной способности к самонаблюдению.

28.09.19
Джеймс Стрэчи «Характер терапевтической работы в психоанализе» (семинар состоялся)

Очередная встреча будет посвящена обсуждению ставшей классической статьи Джеймса Стрэчи «Характер терапевтической работы в психоанализе». Помимо обсуждения таких важных вопросов техники, как анализ сопротивления, работа с переносом, «одалживание» пациенту супер-эго аналитика, автор уделяет особое внимание интерпретации. Задаваясь вопросами, что такое интерпретация и как она работает, Стрэчи вводит понятие «мутационной (т.е. ведущей к изменениям) интерпретации», которую он называет главным инструментом психоаналитической терапии. Раскрывая это понятие, он говорит о фазах, глубине, своевременности, специфичности, а так же связи мутационной интерпретации с переносом.
Размышляя в кругу коллег над вопросами, затронутыми в работе Д.Стрэчи, мы тоже попробуем понять, что же такое интерпретация и что в ней действительно ведет к изменениям.

26.10.19
Хайди Файмберг «Слушание слушания» (семинар состоялся)

Автор связывает функцию аналитического слушания с принадлежащей Фрейду идеей Nachtraglichkeit (нем. - последействие), которую автор понимает как не просто отложенное действие, но "ретроактивное наделение смыслом". Из сочетания этих подходов автор выводит идею "слушания слушания". В статье предлагается диалектическая концепция времени, в соответствии с которой интерпретация работает в три действия, из которых первое совершает аналитик, второе пациент, а третье совершается ими совместно. Приводятся два клинических примера, иллюстрирующих мысль о том, что позиция, из которой пациент говорит и слушает, диктуется ему его бессознательными идентификациями, которые кроме того заставляют его реинтерпретировать интерпретации аналитика и его молчание. Вслушиваясь в то, какие новые смыслы пациент вкладывает в полученную интерпретацию, аналитик получает возможность раскрыть бессознательные идентификации пациента и таким образом, работая вместе с пациентом, способствовать процессу психических изменений. Автор показывает, как при помощи функции "слушания слушания" преодолевается вопрос о том, что соответствует истине: интерпретация аналитика или собственная реинтерпретация пациента.